RareGame.ru by Sergi
RoboCop
 

Сура, Хобби, Веста, Карат ПК8000

 

   Он же Гога, он же Жора... В общем это не компьютер, а пласт компьютеров различных заводов, но с общей схемой с незначительными отличиями. В общем мировыми популярными моделями домашних 8-ми битных компьютеров середины 80-х годов были IBM PC XT, Apple II, ZX spectrum, Commodore 64, ну и японское семейство MSX компьютеров. В японии были и другие 8-ми битные компьютеры - Sharp X1, PC8800 и их производные, но они были менее популярные (на Еее их сложнее гораздо найти). В общем в СССР поставлялись в школы КУВТ MSX1 и КУВТ2 MSX2 компьютеры. Но это дорогой импорт, который был по тем временам как Iphone 11 сейчас. Разумеется он приковывал свое внимание к себе своим внешним видом, удобством и эргономикой (что отразилось на создание корпуса для УКНЦ и других машин), но внутренняя начинка была неменее привлекательной, плюс куча софта уже созданного и к которому привыкли многие юзеры. В общем принимают решение на одном из советских заводов делать похожие машинки, правда не очень похожие внешне. Ну они и внутренне не совсем похожие получились, но в целом софт несложно было переносить с одной на другую машину!

   В общем получился такой компьютер - ПК8000, но из-за разных заводов-изготовителей нарицательное название компьютеров было разным: Сура, Хобби, Веста, Карат (очень редкое). Начинка его была очень похожа по адресам и общему устройству на компьютеры MSX1. Отличие основное - видеопамять и общая память были единые, у MSX1 компьютеров (как и у PC8800 и Sharp X1) видеопамять была отдельно от общей памяти. Видеопамять располагалась в зоне BIOSа - в первых 16 Килобайтах общей памяти, ну записывать в BIOS то ничего не надо, и запись производилась по этим же адресам в видеопамять, что достаточно удобно! Почему так сделали - основная причина в цене устройства, чем меньше оперативной памяти тем дешевле и проще схема, а компьютер и так получился довольно дорогим - 1000 р и выше стоил деньгами СССР на 1989 год, что для домашнего общедоступного устройства было просто убийственно! Это как сейчас 1 миллион рублей, при зарплате 100 тысяч в месяц.

   Можно спорить что лучше - иметь общую память, удобно и несложно программировать, или иметь отдельную видеопамять (обычно в игровых приставках так и MSX платформа была как приставка сделана по сути), но тогда программировать сложнее т.к. данные в видеопамять передаются через специальные регистры видеоконтроллера, плюс ко всему нужно успеть это все передать до начала отрисовки кадра, во время отрисовки данные загружать уже нельзя без графических искажений, максимум менять некоторые параметры, типа скрола или палитры.

   Также в компьютерах ПК8000 был сильно отличающийся BIOS, он полностью переделан, хотя и имел также встроенный Бейсик, совместимый с MSX Бейсиком, но отличались встроенные подпрограммы Биоса, так называемые Вызовы или Точки входа, по которым удобно выполнять однотипные действия типа опроса джойстиков или клавиатуры, загрузки данных в видеопамять и т.п. Именно из-за этого в основном софт не был совместим.

   Из дополнительных отличий кроме общей видеопамяти было отсутствие звукового генератора вообще, только биппер (требует много комманд процессора на себя чтобы выдавать примитивный звук), ну и отсутствие спрайтов вообще! (в MSX1 были аппаратные 4 спрайта на 1 цвет, немного, но для простых игр достаточно). В общем игры при переносе теряли очень много в графике и звуке, но всеже т.к. уникальных тайлов было 256 всего, с 2-мя цветами на 8х8 пикселей, с возможностью менять палитру в каждой строке экрана, что абсолютно соответствовало графическим режимам MSX1 1 в 1, тем не менее позволяло делать порты игр с одной на другую платформу, пусть и с сильными ограничениями. но как говорится зато свое, а программировать на Бейсике не один ли хрен на чем! Т.е. видеокартинка была лучше чем на Zx Spectrum, по крайней мере она была, как сейчас любят программировать, на нем - мультикалорной с вертикальным скроллом!

   Машинка получилась очень удобной и эргономичной! Реально! Она меньше по размеру чем самый маленький MSX компьютер, т.к. не имеет отверстий для картриджей, а лишь имеет сзади разъемы для подключения внешних носителей данных, таких как дисковод, контроллер жесткого диска или ПЗУ, сбоку также имеет разъемы для 2-х джойстиков, что нечасто было в бытовых домашних отечественных компьютерах, ну и встроенный блок питания на 220 вольт! Обычно все блоки питания были внешние в советских домашних компьютерах. Из минусов как обычно видеовыход был для видеомонитора специального, для подключения к телевизору в комплект шел видеоадаптер для телевизора, ну и композит был черно-белый. Звук выводился через внутренний динамик (как в Векторе и УКНЦ). Клавиатура всегда качественная механика с герконами, т.е. по сути - вечная. 

   Итог описания системы: малосовместимая, но очень похожая по устройству на MSX1 ЭВМ, с возможностью несложного портирования игр на нее, что активно и делалось. Технически не сложно устроенная, можно в принципе собрать было в домашних условиях, но требующая немало дорогих деталей оперативной памяти и ПЗУ (8 микросхема на 2 Килобайта). Сложность в сборке была в громоздкости схемы, для чего платы было 2 внутри, основная и плата видеоконтроллера. Между основной платой и платой видеоконтроллера были штырьковые разъемы (как у Вектора для порта ПУ по 30 пинов), которые от времени окислялись и система могла не работать, плюс на основной плате и плате видеоконтроллера были множественные провода, которые соединяли бракованные дорожки между собой, уменьшя количество производственного брака, что говорит о невысоком качестве этих плат, ну и собственно всего компьютера, не смотря на его высокую стоимость! 

   Был на базе этого компьютера уникальный игровой автомат ФОТОН с хорошей уникальной аркадной игрой - ПИТОН, про удава, который ест кроликов. Это реально крутая игра, очень улучшенная игра Змейка (Snake), с музыкой в игре и интересным геймплеем.

 ПИТОНПИТОН

   Для ремарки, игровая приставка SEGA Master System, а точнее ее предшественник SG-1000 или SC-3000 схематически была практически идеентичной компьютерам MSX1, только Биос был другой и оперативной памяти было меньше, но игры без особых проблем с MSX1 можно перегонять было на SEGA Master System (SEGA Megadrive уже потеряла такую способность). Т.е. бытовой компьютер ПК8000 очень похож как на MSX1 компьютер, так и на SEGA Master System игровую приставку (SG-1000 или SC-3000 ее часть).

   Про портирование игр c MSX на SMS написано здесь - MSX to SMS.

   По внутреннему устройству компьютеры разных предприятий с разными названиями тоже отличались. Более продвинутой версией был Хобби ПК8000. Его основное отличие в замене схемы усилителя входа с магнитофона, который в Суре был на 2-х транзисторах и давал помехи, уже более продвинутым операционным усилителем в виде микросхемы, который подавлял помехи и работал надежнее. А также Хобби ПК8000 имел шнур 220В блока питания выходом сзади, тогда как в Сура и в Веста блоки питания выходили проводом сбоку (не всегда, но часто сбоку). В Веста также операционный усилитель на входе стоял, но на отдельной маленькой плате, подпаянной к основной проводами, типа исправили, но плата использовалась старая. Ну и в Биосах у каждого компа были названия своих компьютеров. Больше друг от друга ничем не отличались.

 

   


Требуется зарплатодатель.
Работодателей просьба не беспокоить.