RareGame.ru by Sergi
RoboCop
 

Сура, Хобби, Веста, Карат ПК8000, Эльф ПК8002

 

   Он же Гога, он же Жора... В общем это не компьютер, а пласт компьютеров различных заводов, но с общей схемой с незначительными отличиями. В общем целом мировыми популярными моделями домашних 8-ми битных компьютеров середины 80-х годов были IBM PC XT, Apple II, ZX spectrum, Commodore 64, ну и японское семейство MSX компьютеров. В японии были и другие 8-ми битные компьютеры - Sharp X1, PC8800 и их производные, но они были менее популярные (на Ебее их сложнее гораздо найти). В общем в СССР поставлялись в школы КУВТ MSX1 и КУВТ2 MSX2 компьютеры. Но это дорогой импорт, который был по тем временам как Iphone 11 сейчас. Разумеется он приковывал свое внимание к себе своим внешним видом, удобством и эргономикой (что отразилось на создание корпуса для УКНЦ и других машин), но внутренняя начинка была неменее привлекательной, плюс куча софта уже созданного и к которому привыкли многие юзеры. В общем принимают решение на одном из советских заводов делать похожие машинки, правда не очень похожие внешне. Ну они и внутренне не совсем похожие получились, но в целом софт несложно было переносить с одной на другую машину!

   В общем получился такой компьютер - ПК8000, однако, из-за разных заводов-изготовителей нарицательное название компьютеров было разным: Сура, Хобби, Веста (редкое), Карат (очень редкое). Начинка его была очень похожа по адресам и общему устройству на компьютеры MSX1. Отличие основное - видеопамять и общая память были единые, у MSX1 компьютеров (как и у PC8800 и Sharp X1) видеопамять была отдельно от общей памяти. Видеопамять располагалась в зоне BIOSа - в первых 16 Килобайтах общей памяти, ну записывать в BIOS то ничего не надо, и запись производилась по этим же адресам в видеопамять, что достаточно удобно! Почему так сделали - основная причина в цене устройства, чем меньше оперативной памяти тем дешевле и проще схема, а компьютер и так получился довольно дорогим - 1000 р и выше стоил деньгами СССР на 1989 год, что для домашнего общедоступного устройства было просто убийственно! Это как сейчас 1 миллион рублей, при зарплате 100 тысяч в месяц.

   Можно спорить что лучше - иметь общую память, удобно и несложно программировать, или иметь отдельную видеопамять (обычно в игровых приставках так и MSX платформа была как приставка сделана по сути), но тогда программировать сложнее т.к. данные в видеопамять передаются через специальные регистры видеоконтроллера, плюс ко всему нужно успеть это все передать до начала отрисовки кадра, во время отрисовки данные загружать уже нельзя без графических искажений, максимум менять некоторые параметры, типа скрола или палитры.

   Также в компьютерах ПК8000 был сильно отличающийся BIOS, он полностью переделан, хотя и имел также встроенный Бейсик, совместимый с MSX Бейсиком, но отличались встроенные подпрограммы Биоса, так называемые Вызовы или Точки входа, по которым удобно выполнять однотипные действия типа опроса джойстиков или клавиатуры, загрузки данных в видеопамять и т.п. Именно из-за этого в основном софт не был совместим.

   Из дополнительных отличий кроме общей видеопамяти было отсутствие звукового генератора вообще, только биппер (требует много комманд процессора на себя чтобы выдавать примитивный звук), ну и отсутствие спрайтов вообще! (в MSX1 были аппаратные 4 спрайта на 1 цвет, немного, но для простых игр достаточно). В общем игры при переносе теряли очень много в графике и звуке, но всеже т.к. уникальных тайлов было 256 всего, с 2-мя цветами на 8х8 пикселей, с возможностью менять палитру в каждой строке экрана, что абсолютно соответствовало графическим режимам MSX1 1 в 1, тем не менее позволяло делать порты игр с одной на другую платформу, пусть и с сильными ограничениями. но как говорится зато свое, а программировать на Бейсике не один ли хрен на чем! Т.е. видеокартинка была лучше чем на Zx Spectrum, по крайней мере она была, как сейчас любят программировать, на нем - мультикалорной с вертикальным скроллом!

   Машинка получилась очень удобной и эргономичной! Реально! Она меньше по размеру чем самый маленький MSX компьютер, т.к. не имеет отверстий для картриджей, а лишь имеет сзади разъемы для подключения внешних носителей данных, таких как дисковод, контроллер жесткого диска или ПЗУ, сбоку также имеет разъемы для 2-х джойстиков, что нечасто было в бытовых домашних отечественных компьютерах, ну и встроенный блок питания на 220 вольт! Обычно все блоки питания были внешние в советских домашних компьютерах. Из минусов как обычно видеовыход был для видеомонитора специального, для подключения к телевизору в комплект шел видеоадаптер для телевизора, ну и композит был черно-белый. Звук выводился через внутренний динамик (как в Векторе и УКНЦ). Клавиатура всегда качественная механика с герконами, т.е. по сути - вечная. 

   Итог описания системы: малосовместимая, но очень похожая по устройству на MSX1 ЭВМ, с возможностью несложного портирования игр на нее, что активно и делалось. Технически не сложно устроенная, можно в принципе собрать было в домашних условиях, но требующая немало дорогих деталей оперативной памяти и ПЗУ (8 микросхема на 2 Килобайта). Сложность в сборке была в громоздкости схемы, для чего платы было 2 внутри, основная и плата видеоконтроллера. Между основной платой и платой видеоконтроллера были штырьковые разъемы (как у Вектора для порта ПУ по 30 пинов), которые от времени окислялись и система могла не работать, плюс на основной плате и плате видеоконтроллера были множественные провода, которые соединяли бракованные дорожки между собой, уменьшя количество производственного брака, что говорит о невысоком качестве этих плат, ну и собственно всего компьютера, не смотря на его высокую стоимость!

   Но, тем не менее, производитель планировал улучшать качество и делать новый софт, для чего в комплекте была карточка-анкетка, аналог клубной карты Нинтендо!

Клубная карта

   Картриджей для данного компьютера не производилось, были официальные дисководы - очень редкие и дорогие. В основном весь софт распространялся на кассетах фирмы "Свема" и им сочуствующим. Кассеты сами по себе были дорогим удовольствием - по 4 рубля штука (это как сейчас 4000 рублей практически), и то их хрен найдешь, не говоря о том чтобы найти их с программным обеспечением для данного компьютера!

Внешне кассеты выглядели довольно симпатично:

МК-60-5

МК-60-5

МК-60-2

   Одна такая кассета входила в комплект компьютера, т.е. была базовой, и имела в себе различные тестовые и простые игровые программы. А для того чтобы поиграть в хорошие игры, нужно было приобретать отдельно сборники игр на других кассетах, официально выпускаемых заводом-изготовителем, т.к. других разработчиков особо и не было!
   Список игр таких сборников выглядел вполне вменяемо. На сборнике было около 16-ти игр, по 6-8 на каждой стороне 60-ти минутной кассеты, т.е. каждая игра загружалась около 5-ти минут и имела размер 16-32 килобайта, что было неплохо, т.к. игры портировались не со Спектрума, а с MSX1 компьютера!

Вот примеры таких сборников игр:

Сборник игр Кассета 1 Сборник игр Кассета 2

 

   Как мы помним, китайские картриджи приставки Денди изобиловали большим количеством неточностей в названиях и орфографических ошибок. Как видим тут, на официальных сборниках игр все написано правильно и орфографически верно!

   На обратной стороне списка игр было официальное описание одной из игр, в данном случае Eric and the Floaters или он же Bomberman:

Описение игры Bomberman

 

   Кассеты были не очень удобные для использования, особенно в школах и других организациях, поэтому для удобства внедрялись дисководы. Они были редкие, дорогие, поставлялись в различные учреждения. По сути были аналогичными дисководам для MSX компьютеров, емкость дискет 5,25 была 800 килобайт, что позволяло сохранять кучу игр на одной дискете с быстрой и надежной загрузкой.

СУРА НГМД

 

   Был на базе этого компьютера уникальный игровой автомат ФОТОН с хорошей уникальной аркадной игрой - ПИТОН, про удава, который ест кроликов. Это реально крутая игра, очень улучшенная игра Змейка (Snake), с музыкой в игре и интересным геймплеем.

 ПитонПитон

   Для ремарки, игровая приставка SEGA Master System, а точнее ее предшественник SG-1000 или SC-3000 схематически была практически идеентичной компьютерам MSX1, только Биос был другой и оперативной памяти было меньше, но игры без особых проблем с MSX1 можно перегонять было на SEGA Master System (SEGA Megadrive уже потеряла такую способность). Т.е. бытовой компьютер ПК8000 очень похож как на MSX1 компьютер, так и на SEGA Master System игровую приставку (SG-1000 или SC-3000 ее часть).

   Про портирование игр c MSX на SMS написано здесь - MSX to SMS.

   По внутреннему устройству компьютеры разных предприятий с разными названиями тоже отличались. Более продвинутой версией был Хобби ПК8000. Его основное отличие в замене схемы усилителя входа с магнитофона, который в Суре был на 2-х транзисторах и давал помехи, уже более продвинутым операционным усилителем в виде микросхемы, который подавлял помехи и работал надежнее. А также Хобби ПК8000 имел шнур 220В блока питания выходом сзади, тогда как в Сура и в Веста блоки питания выходили проводом сбоку (не всегда, но часто сбоку). В Веста также операционный усилитель на входе стоял, но на отдельной маленькой плате, подпаянной к основной проводами, типа исправили, но плата использовалась старая. Ну и в Биосах у каждого компа были названия своих компьютеров. Больше друг от друга ничем не отличались.

   Для удобства игры в ПК8000 нами разработан картридж-переходник многоигровка, который позволяет подключить к компьютеру любой картридж стандарта MSX, идеальнее всего подходят картриджи на 32кб, и заменив и прошив в ПЗУ которого можно получить одну или несколько игр в меню для удобного их запуска.

ПК8000 Картридж  

   Такой картридж небольной по размеру, акктуратно втыкается сзади в любой из разъемов расширения компьютера, а также очень легок и удобен в использовании, рекомендуем!

   Выпущен также продвинутый картридж с AY чипом со стереозвуком и возможностью микширований звука со встроенным биппером! В картридже установлена кнопка Reset, которая не выводится в разъем расширения с компьютера! В меню реализован скроллинг и играет музыка через AY! Имеет емкость 1 мегабайт, в который входит 50 хитовых игр, по сути всех возможных известных игр на эту платформу которые удалось найти и восстановить с кассет и бобин из 80-х и 90-х!

 ПК8000 Картридж

Сура ПК8000 Картридж

Мультиигровое меню Меню разработчики

   Под закат развития линейки компьютеров ПК8000 и одновременному развалу СССР в 1990 году в Оренбурге был разработан и пущен в пробную серию компьютер Эльф ПК8002, софт при этом разрабатывался в Москве! Он имеет совместимость, пусть неполную с ПК8000. В 1991 году была произведена партия этих компьютеров, которые в виду сложной экономической обстановки была почти вся роздана сотрудникам завода и разработчикам этого компьютера и программ к нему в качестве зарплаты! Было произведено около 200 экземпляров! Редкий компьютер!

   Картридж подходит и к ПК8002!

ПК8002 Картридж

   Для ПК8002 шла разработка графического редактора аналога Yamaha Painter у MSX компьютера, для которого нужна была мышка или он же графический манипулятор. Собственно мышка была использована также стандарта MSX, точнее ее почти точный клон, но разработана она была для другого компьютера - Корвет ПК8020. Тем не менее она подходила по распиновке и к ПК8002, а также при желании еще можно было подключить и к ПК8000.

ПК8000 Мышь 

Мышь Корвет

   Разработан, а точнее переработан ТВ преобразователь видеосигнала из компьютера РГБ в композитный PAL видеовыход!

RGB преобразователь в композит

   Полиграфия на коробке у него была такой:

Эльф ПК8002 Полиграфия

 


Требуется зарплатодатель.
Работодателей просьба не беспокоить.