УКНЦ МС 0511
Советский 16-ти битный компьютер на базе совместимого с PDP-11 архитектурой уникального процессора КМ1801ВМ2. Компьютер не был доступен для свободной продажи, а поставлялся в школьные учебные классы по информатике, институты и офисы, был достаточно недешевым и, к сожалению, уже тогда морально устаревшим. Но сама технология была использована для создания более прогрессивного 16-ти битного процессора - великого и ужастного M68000!
На PDP-11 технологии была создана также игровая приставка в США в 1979 от компании Mattlel (та что делает куклу Барби) - Mattel Intellivision, с очень неплохой графикой и производительностью на тот момент!
Как бы то там ни было, компьютер был достаточно неплох и на конец 80-х годов, выдавал приличную 8-ми цветную графику на строку из 64-х цветов, с возможностью переключения яркости в строке, при аппаратно изменяемом разрешении экрана 640 до 320 на 288 точек, а также аппаратном спрайте-курсоре. Звук выводился на биппер, но зато для его управления можно было использовать второй дополнительный процессор, что разгружало основной процессор от этой работы и звук мог быть довольно разнообразным, вплоть до проигрывания PCM (.wav) сэмплов.
Компьютеры УКНЦ МС 0511 производились в г. Зеленограде заводом "Квант" и всегда на шильдике была написана торговая марка "Электроника". Корпус компьютера был очень похож, хотя и не идеентичен корпусу MSX КУВТ2 компьютера с похожим размещением основных компонентов и похожими защелками. Качество сборки было тоже разным, в зависимости от того куда и кому поставлялись данные компьютеры. Если поставлялись в школы то разумеется там было напряжение на 42 вольта, чтобы никого не убило током, а также цветов 64 не надо было ученикам, все равно они на черно-белых мониторах учились и в таких машинках цветов было всего 16, т.е. на строку 8 цветов с 2-мя градациями цвета. Дома такой компьютер уже сложно использовать без специального понижающего блока питания с 220 на 42 вольта. Если же поставлялись в офисы, то тогда это были машинки на 220 вольт, зачастую со всеми 64 цветами и цветными мониторами.
Клавиатура была механической, качественной, тяжелой с металическим поддоном, достаточно надежной, но с отечественной раскладкой JCUKEN, по нынешним временам непривычной и неудобной.
Особенностью данного компьютера было наличие 2-х процессоров, основного и вспомогательного, основной выполнял программу, а вспомогательный управлял периферией, что ускоряло общую производительность, хотя и усложняло программирование. Также в компьютеры была общая шина адресов и данных, разрядностью 16 бит, т.е. адресно можно было адресовать не более 128 килобайт данных, но оперативной памяти было меньше, зато она была разделена на ОЗУ основного процессора в 64 килобайта, ОЗУ вспомогательного процессора в 32 килобайта, и Видео-ОЗУ на 96 килобайт, по 32 килобайта на один слой графики. В общем шина данных и адреса была общей, что разумеется замедляло производительность системы т.к. требовало отдельного времени на отправку адреса и затем данных по ней, даже не смотря на частоту работы основного процессора в 8 мегагерц (знатоки говорят что при данной архитектуре общая производительность была как у Z80 процессора на 4 мгц, но я считаю что надо проверять опытным путем). Похожей объединенной шиной адреса и данных пользовалась приставка Nintendo 64 для своих картриджей!
Почти всегда эти компьютеры объединялись в локальные сети с себе подобными или с ДВК компьютерами, но и автономно их также использовали, для чего в состав периферии входили дисководы и КАРТРИДЖИ! Да это реально почти единственный компьютер имеющий реальный советский картридж с единственной игрой на него под названием Вильнюс Бейсик! Втыкаешь картридж в компьютер и запускаешь программу из ПЗУ и все! Играй пока не посинеешь! Но помимо картриджа можно грузить программы также и с дискет, для этого существовал другой картридж с проводом на блок дисководов 5,25 дюймов (отечественных дисководов 3,5 не разработали, но обычные 3,5 от старых IBM PC компов без проблем подходили при правильной распайке шлейфа). И разумеется был разъем для загрузки программ с магнитофона, куда же без него! Медленно, но ничего дорогостоящего или редкого!
Для периферии типа джойстика или мышки требовался второй картридж с разъемами для джойстиков или мыши. Сами джойстики были просто кнопками замыкающими контакт на землю, а мышь это MSX совместимая мышь, какие обычно и использовались в домашних компьютерах СССР.
Видеовыход был довольно неплохим, хоть и не совсем стандартным в плане разъема, но без проблем подключается к современному SCART на телевизор или монитору (в том числе LCD), поддерживающему 15,5 КГц развертку, при чем даже с синхронизацией по зеленому! что требует буквально 4 провода - сам подключал!
Пример игры из Зеленограда от завода-изготовителя:
Реклама УКНЦ комьютера в журнале "Техника Молодежи" от августа 1991 года (еще СССР!)
Внутри все детали разумеется советские!